Ангелы

Есть Ангелы и Архангелы, Престолы, Господства, Начала и Власти; но не одни эти сонмы существуют на небесах, а бесконечные полчища и неисчислимые племена, которых не может изобразить никакое слово.

 ***

 ...Ангелы не нуждаются <в сотворенном>, потому что они существовали уже раньше сотворения мира. Что они действительно старше мира — послушай, что Бог говорит Иову: егда сотворены быша звезды, восхвалиша мя гласом велиим вси Ангели Мои (Иов. 38, 7).

 ***

 Все же Небесные чины назвал <святой Давид> Ангелами и Силами: Ангелами, как служащих повелениям Божиим и возвещающих слова Божии; Силами же, как способных исполнять Его приказания и как получивших от Творца власть над природой.

 ***

 Ангелы не только защищают, но и руководят верующих, чтобы они не преткнулись.

 ***

 Разумей также под Ангелами богоносных мужей, которые имеют ведение о Боге, охраняют и руководят нас во всех путях, т. е. в жизни, дабы мы не преткнулись о камень претыкания и камень соблазна.

 ***

 Бог повелел, чтобы вышние силы служили пребывающему долу по причине достоинства образа, которым облечен этот последний <т. е. человек>.

 ***

 ...Что же означают крылья <у Ангелов>? Высоту и превосходство этих сил. Так и Гавриил представляется летящим и нисходящим с небес, чтобы ты познал его быстроту и легкость.

 ***

 ...Высшим знаком достоинства Серафимов служит то, что они стоят вокруг Престола, а он находится посреди их.

 ***

 Херувим означает не что иное, как полную мудрость. Вот почему Херувимы полны глаз: спина, голова, крылья, ноги, грудь — все наполнено глаз, потому что премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око.

 ***

 Подобно тому... как все светила Бог сотворил зараз, гак и Ангелов с Архангелами Он сотворил зараз, а их так много, что они превосходят всякое число...

 ***

 Ангелы всюду здесь присутствуют, и особенно в доме Божием предстоят Царю, и все исполнено этих бесплотных сил.

 ***

 Прославлять Ангелов — наш долг. Они, воспевая Творца, обнаруживают милость Его и благорасположение к людям. Я говорю об Ангелах, о наших союзниках, ведущих войну против враждебных нам сил, — об Ангелах, один из которых есть Архангел Михаил, состязавшийся с дьяволом из-за тела Моисея и воевавший против вождя персов за свободу народа (см. Дан. 10:13). Из числа их и тот, который обратил назад ослицу и удержал Валаама от странного безумия, и когда пророк этот не понимал совершавшегося, голос бессловесного образумил одаренного словом (см. Чис. 22:27). Из числа их и тот, который обнажил меч и побудил Иисуса Навина сразиться с неприятелями. Из них также и тот, который в одну ночь поразил сто восемьдесят пять тысяч ассирян и усыпил варваров беспробудным сном смерти (см. 4 Цар. 19:35). Из них же и тот, который перенес по воздуху пророка Аввакума, чтобы накормить пищей пророка Даниила среди голодных львов (см. Дан. 14:34-36). Эти вот и им подобные стоят против врагов и имеют силу также и против страданий. Таков был дивный и божественный Рафаил, внутренностями одной рыбы освободивший девицу из-под власти демона и искусно возвративший зрение слепому старику (см. Тов. 11). Нельзя умолчать и о тех, которые служили в Новом Завете; из них по большей части является Архангел Гавриил, открывший предсказание Захарии и наказавший его за недоверчивость немотою, так как они не поверили тому, что бесплодная зачнет ради будущего домостроительства; он возвестил святой Марии безмужное рождение, он указал пастырям путь к пещере и показал Необъятного в яслях, Неописуемого в пеленах, воссылая с ними благозвучную песнь прославления: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк. 2:14). Другой Ангел удерживает волхвов от возвращения к Ироду; некоторые служили на земле Творцу при творении ее; иной увещает обручника Девы не отпускать, будто растленную, ту, которая была непорочна; иной внушает ему возвратиться после бегства от избиения Иродом младенцев; хотя и во плоти видели Несозданного, но по примеру рабов служили Ему. Изумились они силе Его, вследствие которой искуситель был поражен, и сообразно свидетельству Давида, подняв Его на руках, носили так, чтобы не удариться о камни (см. Пс. 90:12), потому что взяли, сказано, каменья, чтобы бросить на Него (Ин. 8:59). Некоторые стекались к страданию; другие, сидя в новом гробе после воскресения, говорили верующим женщинам: что вы ищете живого между мертвыми? (Лк. 24:5). После же вознесения в качестве телохранителей сопровождали учеников, освобождая Петра от оков, облегчая для Павла опасности на суше и на море, помогая вере Kорнилия, поражая хвастливого Ирода, губителя праведных. Не величайшего ли поэтому почета достойны те, которые и нашею жизнью управляют? Ведь Ангелы поставлены не только охранять народы, как гласит изречение: когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых (Втор. 32:8), но и каждому из людей назначен Ангел. Не моя это речь, но Священного Писания. Именно когда девица Рода возвестила апостолам, что Петр, который ушел из темницы Ирода, стоит у дверей, те, не веря, говорили: это Ангел его (Деян. 12:15). И Спаситель также свидетельствует об этом, говоря о малых в этой жизни: смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18:10). На каждую церковь назначил Христос Ангелов хранителей, как, открывая Иоанну, говорит: Ангелу Смирнской церкви напиши... Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат) (Откр. 2:8, 9)… Ангелы докладывают Судье всех, а Он повелевает им говорить всякому делающему добро: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом (Деян. 10:4).