Дары Божии

...Разделение дарований зависит не от воли получающего, но от воли Дающего.

 ***

 ...Когда Господь говорит: «Пошлю вам Святаго Духа», то это значит: дар Духа... Иное — сила, которая дается, и иное — Дух, Который дает.

 ***

 (Господь) безотлагательно награждает нас великими дарами, только бы мы показывали в себе искреннюю веру... и никогда не колебались в помыслах, но имели дух постоянно твердый.

 ***

 Не считай ничего своим. Обладаешь ли словом и даром учительства? Не думай, что ты чрез это имеешь что-нибудь больше других. Потому в особенности ты и должен смиряться, что удостоился больших даров.

 ***

 В этом преимущественно и заключается действие Промысла Божия, что Бог предлагает дары Свои всем без различия.

 ***

 <Бог> не только даровал нам честь, но и соделал нас сильными к принятию ее.

 ***

 ...Иногда не получали <дарований> и люди, проводившие хорошую и чистую жизнь. Для чего же? Для того, чтобы они не преткнулись, чтобы не возгордились, чтобы не сделались нерадивыми, чтобы не стали слишком превозноситься.

 ***

 Не проси у Бога того, что получается от дьявола. Богу свойственно давать сердце сокрушенное и смиренное, трезвенное, целомудренное и воздержное, кающееся и умиленное. Вот дары Божии, потому что в них мы имеем наибольшую нужду.

 ***

 Постоянное пользование каким-нибудь видом удовольствия притупляет его приятность и злоупотребление наслаждением делает его со временем нечувствительным. Таким образом, нужно подумать и о том, чтобы слишком большая доступность не обесценивала удовольствия: вдвойне приятно наслаждаться тем, что дается с трудом и не часто. Так и Создатель наш устроил, что непостоянство жизни заставляет нас ценить Его дары, пребывающие постоянно. Не замечаешь ли, что и солнце после ночи является более светлым, и бодрствование приятнее после сна, и здоровьем мы дорожим в особенности тогда, когда испытываем противоположное ему состояние?

 ***

 Ты пресыщаешься, утучняешь себя, продолжаешь упиваться до глубокой ночи, нежишься на мягких коврах и не думаешь отдавать отчета в таком беззаконном употреблении даров Божиих, — ведь вино не для того, чтобы мы упивались; пища не для того, чтобы мы пресыщались; яства не для того, чтобы мы расторгали ими свое чрево, а от бедного, несчастного, который ничем не лучше мертвеца, ты требуешь строгого отчета, и не боишься грозного и Страшного Суда Христова?