Девство

...Сущность девства состоит в святости тела и духа...

 ***

 Я могу называть девственницею только <ту>, которая, быв властна вступить в брак, однако не вступила; а когда ты говоришь, что брак принадлежит к числу запрещенных дел, то твой подвиг становится уже не подвигом произволения, но требованием закона.

 ***

 Брак — добро, и девство потому достойно удивления, что оно лучше добра, и столько лучше, сколько кормчий превосходнее гребцов и полководец — воинов.

 ***

 Видишь ли достоинство девства, как оно способствует пребывающим на земле проводить жизнь подобно небожителям, облеченным плотью, не позволяет уступать силам бесплотным, людей ведет к соревнованию с самими Ангелами?

 ***

 ...Что сладостнее, прекраснее и светлее девства? Оно издает лучи светлее самых лучей солнечных, отрешая нас от всего житейского и приготовляя взирать чистыми очами прямо на Солнце Правды.

 ***

 ...Девственница, не имея средства погасить пламень <похоти>, хотя видит, что он разгорается и поднимается вверх, и будучи не в силах погасить его, старается только о том, чтобы в борьбе с огнем не сгореть ей самой. Что может быть удивительнее этого — носить целый очаг внутри себя и не сгорать, питать пламень в тайниках души и сохранять ум неприкосновенным?

 Ей не позволяется выбросить вон эти горящие уголья, и она принуждена переносить в душе то, чего, по словам писателя притчей, невозможно вытерпеть телесной природе (Притч. 6, 28).

 ***

 ...Девство есть название многих трудов и подвигов, но не бойся; оно не есть повеление и не вводится как обязательная заповедь, но тем, которые принимают его на себя добровольно и по избранию, оно воздает собственными благами, возлагая на голову их блестящий и доброцветный венец; тех же, которые отказываются и не желают принять его, оно не наказывает и не принуждает к тому против воли.

 ***

 Взор девственницы так прекрасен и привлекателен, что на него с любовью взирают бесплотные силы и Господь их, — так чист и проницателен, что может созерцать, вместо телесных, бестелесные красоты, — так незлобив и кроток, что не озлобляется и не враждует даже против непрестанно обижающих и оскорбляющих, но и на них смотрит приятно и ласково.

 ***

 ...Жизнь (девственниц) имеет печали, но в сравнении с брачными, их нельзя и назвать печалями.

 ***

 Девство потому и хорошо, что оно отклоняет всякий повод к излишней заботе и доставляет полный досуг для богоугодных дел; так что, если этого нет, оно бывает гораздо хуже брака, нося в душе терние и заглушая чистое и небесное семя.

 ***

 Как тучная и плодоносная земля питает корень, так превосходная жизнь возвращает плоды девства, или лучше сказать, крестная жизнь есть и корень и плод девства.

 ***

 ...Как огонь гаснет, когда не будет для него подливаться елей, так гаснет и девство, когда не имеет милостыни.

 ***

 Девство утвердилось с тех пор, как вырос цвет девства... Никто из древних не мог хранить девство, потому что великое дело — обуздать тело.

 ***

 ...Когда <девство> имеет у себя сестру — милостыню, тогда никакие бедствия не одолевают его, но оно становится выше всего.

 ***

 ...На войне, которая ведется против девства, нет отдыха, потому что воюет диавол, который не знает определенного времени к нападению, не ожидает условного знака к сражению, но всегда стоит и старается найти деву безоружною, чтобы нанести ей смертельную рану; и дева никогда не может отдохнуть от этой брани, но всегда носит в самой себе тревогу и воителя.

 ***

 ...Какою кто одержим бывает злою страстию, <тою> и растлевает свое девство.

 ***

 Сосуд ведь священный дева, — порфира, в которую не позволительно облекаться никому другому, кроме Царя всех...

 ***

 ...Дева, стоя на угольях, не сгорает; находясь в пещи, не пылает, орошаемая, как три отрока; состязаясь с невидимыми силами, подражает <Архангелу> Михаилу и соперничает с <Архангелом> Гавриилом.

 ***

 Добродетелей много: одни — великие, другие — большие, третьи — меньшие, но ничто не представляет большей трудности, чем девство: оно борется с природою; эта война не имеет перемирия; это — сражение, никогда не имеющее мира, разве только по милости Христовой.

 ***

 Девство — дело доброе и вышеестественное; но и это доброе, великое и вышеестественное дело, не будучи соединено с человеколюбием, не может ввести даже в преддверие брачного чертога.

 ***

 ...Дева, однажды отрешившись от всех житейских дел, должна отдать всецело душу свою Богу, не иметь ничего общего с землею и не заниматься то тем, то другим, но, всецело отказавшись от этого, тратить весь досуг на дела духовные.

 ***

 ...Девство столь великое дело и требует такого великого труда, что Христос, сойдя с Неба для того, чтобы сделать людей ангелами и здесь насадить вышний образ жизни, не решился даже и при такой цели предписать его и возвести на степень закона... а предоставил на добро вольный выбор слушателей, сказав: могий вместити, да вместит (Мф. 19, 12).

 ***

 ...Сколько велик и высок подвиг <девства>, столько же велики и даже еще более велики венцы, и награды, и блага, обещанные тем, кто, вместе с девством, подвизается и в прочих добродетелях.

 ***

 Никогда у язычников не было имени девства, потому что сила девства и добродетелей была трудна, сурова и неудобна; теперь же она стала так легка и доступна, что даже и женщинам даровано стремиться по этой царской и безопасной дороге; многие вступают на эту дорогу без сомнения и страха, так как Христос призывает и нас к тому, что совершил Сам.

 ***

 ...Если бы эта добродетель <девство> была только даянием свыше и сами девственники от себя ничего не приносили бы, то напрасно бы Он обещал им Царствие Небесное и отличал их от других скопцов.

 ***

 Я хвалю того, кто хранит девство, но не принуждаю того, кто не хочет быть девственником, и совета не делаю законом.

 ***

 ...Девство, хотя бы оно было соединено со всеми другими добродетелями, будучи чуждо дел милосердия, осуждается вместе с людьми прелюбодейными...

 ***

 Нет ничего мрачнее девства, которое лишено милосердия, потому немилосердных многие обыкновенно и называют помраченными.

 ***

 Когда говорим, что девство подверглось растлению, то имеем в виду не одно растление тела, но главным образом то, что подобное дело соединено бывает с нарушением закона. Самый поступок при этом состоит в совокуплении. Но если бы совокупление называлось растлением, то и брак был бы тем же. Значит, не в совокуплении растление, а в грехе — в нарушении закона, он-то и делает первое постыдным.

 ***

 Нерастленная душою есть дева, хотя бы она и имела мужа; она девственна истинною, чудною девственностью...

 ***

 Он [Христос] превознес девство, когда сказал: есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного; и: кто может вместить, да вместит (Мф. 19:12). Kроме того, Ему известно было и высокое мнение многих о девстве. Оно и по природе своей — великое дело, что видно из того, что как в Ветхом Завете оно не было хранимо даже святыми и великими мужами, так и в Новом не поставлено в необходимый закон. Христос не дал о нем заповеди, а предоставил его произволению слушающих. Поэтому и Павел говорит: относительно девства я не имею повеления Господня (1 Kор. 7, 25). Я хвалю того, кто хранит девство, но не принуждаю того, кто не хочет быть девственником, и совета не делаю законом.