Искушения

...Много пользы от искушений, и никто из тех, о ком много печется Бог, не бывает без печали, хотя нам это и не так представляется.

 ***

 Мы терпим искушения в наказание за грехи...

 ***

 Разве Он <Бог> не может отвратить искушения? Но Он попустил для того, чтобы ты сделался опытнее. Но вот, говоришь ты, я падаю и гибну. — Не от свойства искушения, а от собственной твоей беспечности.

 ***

 ...Святые больше всего нуждаются в <искушениях>, потому что ничто так не влечет к гордости, как сознание заслуг и дерзновенная душа. Чтобы они не потерпели ничего подобного, Бог и попустил быть искушениям и  скорбям, которые могли бы смирять их и побуждать во всем соблюдать меру.

 ***

 Не будь искушения, не было бы и венца...

 ***

 Не будем же роптать и малодушествовать, если случится что-нибудь неожиданное, но предоставим Знающему это с точностью очищать нашу душу, доколе Он хочет, потому что Он делает это с пользою и ко благу искушаемых.

 ***

 ...Не будем смущаться и падать духом, когда постигают нас искушения. Если художник золотых вещей знает, сколько времени нужно держать золото в печи и когда вынимать его оттуда, и не допускает оставаться ему в огне до того, чтобы оно испортилось и перегорело, — тем более знает это Бог, и когда Он видит, что мы сделались более чистыми, то избавляет от искушений, чтобы от избытка бедствий мы не преткнулись и не пали.

 ***

 Подлинно, хотя бы мы были тысячекратно любомудрыми, хотя бы были крепче и сильнее всех, но если не будет <Божия> содействия, мы не в состоянии будем переносить даже малого искушения.

 ***

 ...Не только <Бог>... не посылает искушения сверх силы, но и при искушении по силе присутствует, поддерживая нас и укрепляя, если мы сами наперед привнесем должное с нашей стороны: готовность, надежду на Него, благодарность, твердость и терпение...

 ***

 ...Великость искушения может облегчать бремя грехов...

 ***

 ...От... искушения происходит спасение, и... опасности служат величайшим очищением души для тех, которые переносят их с благодарностью.

 ***

 Никогда не бойся искушений, если имеешь доблестную душу, чрез это все святые удостоились венцов.

 ***

 ...Ничто не делает людей так славными и достойными удивления и ничто так не преисполняет бесчисленных благ, как множество искушений, опасностей, труды, скорби уныния, постоянные козни...

 ***

 ...Нерадивый и беспечный, лишь подует на него легкий ветерок искушения, тотчас колеблется и падает, не от  свойства искушения, но от слабости своей воли.

 ***

 ...Господь, если когда попустит нам пасть в какое-либо искушение, то дает ему продолжаться только дотоле, пока мы, как Он знает, можем вынести, чтобы после того и нам даровать соответственную награду за терпение и явить собственное человеколюбие...

 ***

 Щедролюбивый и пекущийся о нашем спасении Владыка наш, посылая искушения, предлагает нам в них как бы некое училище и поприще борьбы для того, чтобы и мы сделали все, что только можем, и за это удостоились милостивого Его промышления.

 ***

 ...Как золото, очищаемое чрез долгое время в горниле, добродетель праведника явится (в искушении) чище и светлее.

 ***

 Если... подвергаются скорбям живущие во грехах, пусть они не отчаиваются, зная, что искушения во всякое время могут послужить к очищению грехов, если только все случающееся с нами мы принимаем с благодарностью.

 ***

 Когда <Господь> видит, что счастье не может принести нам пользы, тогда, как наилучший врач, который, — заметив, что кто-либо от пресыщения тучнеет, возвращает тому здоровье чрез воздержание, — (подобно) тому и дивный Врач наших душ наведением хотя немногих искушений дает нам чувствовать вред, какой мы потерпели бы от (постоянного) благополучия...

 ***

 Так всегда угодно Богу — не удалять от опасностей людей добродетельных и не освобождать их от искушений, а в самых искушениях являть им такую Свою помощь, что и самые искушения делаются поводом к торжеству.

 ***

 ...Если мы хотим удостоиться благоволения Божия, не будем нетерпеливы в искушениях, не будем унывать, когда они постигают нас, но лучше будем радоваться и веселиться, укрепляя себя верою и зная, что тем большим будем наслаждаться промышлением Божиим, если решимся все переносить с благодарением.

 ***

 ...Душа, огорчаемая искушениями, освобождается от страстей и других многих болезней; тогда она особенно наслаждается спокойствием.

 ***

 ...Не будем смущаться и беспокоиться в искушениях, если мы не тотчас получаем избавление от них, но предоставим время избавления Самому Господу...

 ***

 Бог попускает искушение для испытания.

 ***

 ...Никто из крестившихся, если бы ему случилось после крещения претерпевать еще большие прежних искушения, не смущался ими, как чем-то неожиданным, но мужественно переносил бы всякое искушение как дело обыкновенное. Не для того ведь ты <христианин> получил оружие, чтобы быть праздным, но чтобы сражаться. Вот почему и Бог не препятствует посещать тебя искушениям. Во-первых, Он попускает их для того, чтобы ты познал, что ты сделался гораздо сильнее; во-вторых, чтобы ты пребывал в смирении и не превозносился величием даров, видя, что искушения могут смирять тебя; в-третьих, для того, чтобы лукавый дух, все еще сомневающийся в твоем от него отступлении, видя твое терпение в искушениях, уверился, что ты совершенно оставил его и отступил от него; в-четвертых, чтобы ты чрез это сделался тверже и крепче всякого железа; в-пятых, чтобы получил ясное свидетельство о вверенных тебе сокровищах. В самом деле, диавол не стал бы приступать к тебе, если бы не видел тебя на высшей степени чести.

 ***

 Для чего Он <Христос>... удаляется? Для того, чтобы научить нас не идти самим навстречу искушениям, но отступать и уклоняться от них. Не тот виновен, кто не бросается в опасности, но тот, кто в опасностях не имеет мужества.

 ***

 Молитва — сильное оружие среди искушений.

 ***

 ...Не должно бояться искушений, потому что за нас Бог...

 ***

 ...Возможность переносить <искушения> зависит от помощи Божией, которую мы приобретаем собственным нашим расположением.

 ***

 ...Не будем унывать во время искушений. Никто из любящих увеселения, беспечно почивающих и услаждающихся, никто из проводящих жизнь изнеженную и рассеянную не может быть общником Христу. Но кто проводит жизнь среди скорбей и искушений и ходит тесным путем, тот близок к Нему.

 ***

 Бог попускает... искушения не для того, чтобы поразить нас, но чтобы усовершить нас.

 ***

 Не вызывайся на искушения, когда дела благочестия идут по твоему желанию, — зачем навлекать на себя излишние опасности, не приносящие никакой пользы.

 ***

 ...Проводить жизнь среди искушений есть удел особенно доблестных людей... Бог всегда так поступал с мужами дивными и великими.

 ***

 Если же искушения делают людей столь славными, что Бог и без причины подвергает им своих подвижников, то тем более мы должны переносить все мужественно.

 ***

 Пока мы будем иметь Его <Бога> своим помощником, до тех пор хотя бы искушения сильнее всяких бурь нападали на нас, они будут для нас сеном и листьями, легко уносимыми (ветром).

 ***

 Если дух настроен хорошо, то хотя бы отовсюду поднимались бесчисленные бури, мы всегда будем пребывать в тихой пристани.

 ***

 ...Если бы на них <святых> не посылалось никакого искушения, то мы не удивлялись бы тому, что они непрестанно радовались. Между тем, будучи отовсюду окружены бесчисленными волнами, они чувствовали себя лучше людей, наслаждающихся невозмутимой тишиной.

 ***

 Знай, что Тот, Кто попускает быть искушению, Сам же знает и время прекращения искушения.

 ***

 Господи, избавь душу мою от уст неправедных и от языка льстивого (Пс. 119:2). Смотри, как здесь сияет евангельская заповедь: молитесь, чтобы не впасть в искушение (Лк. 22:46). Подлинно, возлюбленный, ничто не может сравниться с искушением — попасть к человеку коварному; он опаснее дикого зверя. Зверь и кажется тем, что он есть; а тот часто скрывает яд под видом кротости, чтобы и коварство было незаметным, и впадал в яму неосторожно попавший. Потому-то пророк часто молит Бога об избавлении от таких злоумышленников. Если же должно избегать людей лживых и коварных, то тем более — развратителей, проповедующих нечестивое учение. Особенно можно назвать устами неправедными те, которые отклоняют от добродетели и увлекают к пороку. Поэтому пророк и просит Господа избавить от них душу его, потому что туда проникают стрелы их.