Крещение

И ты при крещении получил благодать Божию и стал причастником Духа, если и не столько, чтобы творить чудеса, то сколько нужно иметь для правильной и благоустроенной жизни...

 ***

 Развратник ли кто, или блудник, или идолослужитель, или сделал какое-либо другое зло, хотя бы даже он соединил в себе все человеческие пороки, но если он войдет в водную купель, то выйдет из этих божественных струй чище лучей солнечных.

 ***

 ...Обрезание передается верным через посредство святого крещения, а святое крещение — образ Христова воскресения.

 ***

 ...Бог взял персть от земли и сотворил человека, образовал его; пришел диавол и извратил его; пришел Сам Бог, снова взял человека, восстановил его, обновил его в крещении, и не оставил тела его глиняным, но сделал его «скудельным». Он предал глину огню Духа: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11); крестит водою, чтобы обновить, а огнем, чтобы укрепить.

 ***

 Крестит разве человек? Человек простирает десницу, а управляет рукою Бог.

 ***

 ...Если по какой-нибудь причине нужна тебе царская грамота и ты, подав прошение, получил подписанную грамоту, то ты не исследуешь, каким пером подписал ее царь, и на какой бумаге, и какими... чернилами... Так и в крещении: бумага есть совесть, перо — язык священника, рука — благодать Святаго Духа. Поэтому... чрез того, кто исполняет должность священника, пишет эта рука, мы — служители, а не виновники дела.

 ***

 Непозволительно тебе, возлюбленный, жить <после крещения> безразлично; но ты назначь себе законы и правила, чтобы делать все тщательно и обнаруживать великую осмотрительность даже и в отношении к тому, что считается безразличным.

 ***

 Спаситель не отменил <Иоаннова> крещения покаяния, но восполнил (призыванием Святой Троицы) и (затем) к этому крещению во имя Святой Троицы присоединил крещение Святым Духом.

 ***

 Не станем... назначать детям <имена> случайные... имена отцов, дедов, прадедов и людей, знаменитых родом, но имена мужей святых, просиявших добродетелью, стяжавших великое дерзновение у Бога. Впрочем, и на эти имена пусть не надеются ни родители, ни дети, получающие имена, потому что имя без добродетели не приносит никакой пользы.

 ***

 Как... иудеев знамение обрезания отделяло от прочих народов и показывало в них народ, избранный Богом, таким же образом и у нас обрезание крещения составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных.... Как там обрезание совершается в отложение плоти, так здесь крещение — в отложение грехов (см.: Кол. 2, 11 —12).

 ***

 ...<Благодать крещения> есть безболезненное врачевание, служит для нас источником бесчисленных благ, исполняет нас благодатию Святаго Духа... Всякому и в незрелом возрасте, и в средние годы, и в самой старости дозволяется принимать это нерукотворенное обрезание... через которое отлагается бремя грехов и приобретается оставление прегрешений, соделанных во все время жизни. Так человеколюбец Бог, зная великую немощь нашу и то, что, страдая неисцельно, мы имеем нужду в сильном врачевании и в неизреченном Его человеколюбии, и сообразно тому устрояя наше спасение, даровал нам обновление банею пакибытия, чтобы мы, отложив ветхого человека, т. е. злые дела, и облекшись в нового, шествовали путем добродетели.

 ***

 ...Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3,27). Христос есть одежда спасения. Ты облекся в ризу не затем, чтобы покрыть наготу телесную, но затем, чтобы быть неприкосновенным для насилия смерти.

 ***

 В крещении чрез чувственную вещь, воду, сообщается дар, а духовное действие состоит в рождении и обновлении.

 ***

 ...Крещение делает омываемых им из бренных золотыми, когда Дух, наподобие огня, проникает в наши души, попаляя в них образ перстнаго, износит, как бы из горнила, образ небесного (ср.: 1 Кор. 15, 49), образ новый, светлый, блестящий.

 ***

 Таинственное возрождение и очищение наше от всех прежних грехов совершается в крещении, но пребыть в последующее время чистыми и не допускать к себе снова никакой скверны — это зависит от нашей воли и заботливости.

 ***

 ...Для сохранения чистоты для нас не довольно только креститься и уверовать, но если мы желаем приобрести совершенную светлость, то должны вести достойную того жизнь.

 ***

 При совершении <крещения> предстоят и Ангелы, но изъяснить способ этого дивного рождения... не может ни один из них.

 ***

 ...В воде <при крещении> символически изображается гроб и смерть, Воскресение и жизнь, и все это происходит совместно. Когда мы погружаем свои головы в воду, как бы в гроб, вместе с тем погребается ветхий человек и, погрузившись долу, весь совершенно скрывается. Потом, когда мы восклоняемся, — выходит человек новый. Как легко для нас погрузиться и подняться, так для Бога легко погребсти ветхого человека и явить нового. Но это совершается трижды, чтобы ты знал, что все это совершается силою Отца и Сына и Святаго Духа.

 ***

 ...Вода <в крещении> употребляется как бы место рождения рождающегося. Что утроба для младенца, то — вода для верного: он в воде зачинается и образуется.

 ***

 ...С того времени, как Владыка снизошел в струи Иордана, вода производит уже не гады душ живых (Быт. 1, 20), а души разумные и духоносные.

 ***

 ...Как не видим ветра, хотя он и издает шум, так незримо для телесных очей и духовное рождение. Но ветер еще есть тело, хотя и тончайшее, потому что все, подлежащее чувству, есть тело. Если же ты не досадуешь на то, что не видишь этого тела, и поэтому не отвергаешь его существования, то почему смущаешься, слыша о Духе, и требуешь при этом такой отчетливости, не делая того в отношении тела?

 ***

 Божественная благодать, как бы какой светлый привратник, стоящий в дверях у купели, ко всем входящим чрез нее взывает: вот — дверь Господня, новопросвещенные войдут чрез нее.

 ***

 Началом <истинного> обрезания служит страдание за нас Господа, пренебрегшего Своею плотию и принявшего ради нас самое обрезание; на нас же это таинство отпечатывается в крещении, а исполняется в жизни сообразно Христу. Обрезаны бо бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховного плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением (Кол. 2, 11 — 12).

 ***

 Хотя крещение и... умертвило нас для греха, но далее мы сами должны постоянно и со всем нашим прилежанием совершенствоваться так, чтобы не слушаться греха, что бы он ни приказывал нам, и оставаться неподвижно, подобно мертвецу.

 ***

 Чем для Христа был Крест и гроб, тем для нас стало крещение, хотя и в другом отношении: Христос умер и погребен плотию, а в нас умер и погребен грех... Если ты участвовал в смерти и погребении, то тем более будешь участвовать в Воскресении и жизни: когда ты освобожден от большего, т. е. от греха, тебе не должно сомневаться в меньшем, т. е. в уничтожении смерти.

 ***

 То, что в крещении погребены прежние наши грехи, составляет Христов дар, а пребывание после крещения мертвыми для греха — это должно быть делом собственного нашего попечения, хотя и здесь... всего более помогает нам Бог. Крещение имеет силу не только заглаждать прежние согрешения, но и защищает от будущих.

 ***

 ...Если ты умер в крещении, оставайся мертвым, потому что всякий умерший не может уже грешить; а если ты грешишь, то уничижаешь дар Божий.

 ***

 Как ты, переплавляя железо или золото, делаешь его опять чистым и новым, так точно и Дух Святый, переплавляя душу в крещении, как бы в горниле, и истребляя грехи, делает ее чище и блистательнее всякого чистого золота.

 ***

 В крещении погребаются грехи, заглаждаются прежние неправды, человек оживает, и всякая благодать напечатлевается в его сердце, как на скрижали.

 ***

 Как скоро мы крещаемся, то душа наша, очищенная Духом, делается светлее солнца; и мы не только бываем способны смотреть на славу Божию, но еще и сами получаем от нее некоторое сияние. Как чистое серебро, лежащее против солнечных лучей, и само испускает лучи не только от собственного естества, но и от блеска солнечного, так и душа, очищенная Духом Божиим и соделавшаяся блистательнее серебра, принимает луч от славы Духа, и отражает его.

 ***

 ...Не должны родители оставлять дитя некрещеным на много лет: незапечатленная овца — часть волка. Печать Христова сохраняет имеющего печать.

 ***

 Ко крещению... надобно приступать, отказавшись наперед от грехов своих и осудив их.

 ***

 ...Крещение есть крест, потому что ветхий наш человек с Ним распятся (ср.: Рим. 6, 6)... Как невозможно в другой раз распять Христа, потому что это значило бы выставить Его на поругание, так невозможно и креститься вторично.

 ***

 Как Христос умер на Кресте, так и мы умираем в крещении, умираем не плотию, но для греха.

 ***

 Kрещение имеет силу не только заглаживать прежние согрешения, но и защищает от будущих. И как для заглаждения прежних грехов ты принес веру, так и для того, чтобы опять не оскверняться грехами после Крещения ты должен обнаружить перемену в усердии.

 ***

 Грехи, совершаемые после [Крещения], делаются вдвое и вчетверо тяжелее. Почему? Потому что, сподобившись чести, мы являемся неблагодарными и злыми. Поэтому-то купель [Крещения] нисколько не облегчает для нас наказания. Заметь: имел ли кто тяжкие грехи (до Крещения), совершил ли, например, убийство, или прелюбодеяние, или сделал что-нибудь другое, еще более тяжкое, — все это отпускается чрез купель Крещения. В самом деле, нет, подлинно нет никакого греха и нечестия, которое бы не уступило этому дару и не было его ниже, потому что это — божественная благодать. Но, если кто опять впал в прелюбодеяние и совершил убийство, то, хотя прежнее прелюбодеяние разрешено и то убийство отпущено и уже не воспоминается, так как дары и призвание Божие непреложны (Рим. 11:29), — тем не менее за эти грехи, совершенные после Крещения, мы подвергаемся такому же наказанию, как если бы и прежние были приняты во внимание, и даже гораздо большему. Это уже не просто грех, но грех двойной и тройной. А что за эти грехи (ожидает) большее осуждение — послушай, что говорит Павел: если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?

 Может быть, я многих отвлек теперь от принятия Крещения? Но я сказал это не с этою целью, а для того, чтобы принявшие [Крещение] пребывали в целомудрии и усиленно вели честную жизнь. Но я боюсь, скажет кто-нибудь? Если бы ты боялся, то принял бы и стал бы хранить. Но потому-то самому, скажешь, я и не принимаю, что боюсь [не сохранить]? А так [без Крещения] отойти не боишься? Бог, скажешь, человеколюбив? Потому-то и прими Крещение, что Он человеколюбив и помогает нам. Но ты, когда нужно бы позаботиться [о Крещении], не представляешь себе этого человеколюбия; а когда хочешь отложить его, тогда о нем вспоминаешь, между тем как это человеколюбие имеет место в первом случае, и к нам оно будет проявлено в особенности тогда, когда и с своей стороны привнесем, что следует. Kто во всем положился на Бога, тот, если и согрешит, как то свойственно человеку после Крещения чрез покаяние сподобится человеколюбия; а кто, как бы мудрствуя о человеколюбии Божием, отойдет [отсюда] чуждым благодати, тот подвергнется неизбежному наказанию. Зачем же ты поступаешь так против своего спасения? Невозможно, совершенно невозможно, как я, по крайней мере, думаю, чтобы человек, который отлагает [Крещение], обольщая себя такими надеждами, совершил что-нибудь возвышенное и доброе. Для чего ты принимаешь на себя такой страх и прикрываешься неизвестностью будущего? Почему не переменяешь этого страха на труд и старание, чтобы стать великим и достойным удивления? Что лучше — бояться или трудиться? Если бы кто-нибудь посадил тебя без всякого дела в разваливающемся доме и сказал: «Ожидай, что может упасть на твою голову потолок, так как он уже сгнил (может быть, он упадет, а может быть, и не упадет); если же ты не хочешь этого, то трудись и живи в здании более безопасном», — то что бы ты предпочел? Праздность ли ту, соединенную со страхом, или этот труд, — с уверенностью в безопасности? Поступай же так точно и теперь. Неизвестное будущее — это как бы некоторый истлевший дом, всегда угрожающий падением; а этот труд, соединенный с утомлением, обещает безопасность. Итак, не дай Бог, чтобы мы подверглись столь великому несчастию — грешить после купели. Но, если бы и случилось что-нибудь подобное, то и при таких обстоятельствах не будем отчаиваться. Бог человеколюбив и предоставил нам много путей к получению прощения и после [крещения]. И как те, которые грешат после купели, по этой самой причине наказываются больше оглашенных, так и те, которые знают, что есть врачество покаяния и не хотят им воспользоваться, подвергнутся тягчайшему наказанию, потому что чем больше умножается человеколюбие Божие, тем больше усиливается и наказание, если мы должным образом не воспользуемся им.