Мать

Чтобы ты знал, что не рождение делает матерью и не за это положена награда, Павел, обращая слово к вдове, сказал так: если она воспитала детей (1 Тим. 5:10); не сказал: если родила детей, но: если воспитала. Первое есть дело природы, последнее — дело свободного произволения. Потому и здесь, сказав: спасется через чадородие, не остановился на этом; но, желая показать, что не рождение, а хорошее воспитание детей доставляет нам награду, прибавил: если пребудут в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2:15). То есть ты получишь великую награду, если рожденные тобой дети пребудут в вере и в любви и в святости. Итак, если ты расположишь их к этому, если будешь увещевать, учить, советовать, то за такое попечение назначена тебе от Бога великая награда. Так, жены да не считают чуждым для себя делом попечение о детях как женского, так и мужского пола: [апостол] не различил здесь пола, но как там сказал просто: если она воспитала детей, так и здесь: если пребудут в вере и любви и в святости. Следовательно, нам нужно заботиться о детях того и другого пола, и особенно женам, потому что они больше сидят дома. Мужей часто отвлекают и путешествия, и судебные занятия, и гражданские дела; а жена, будучи свободна от всех таких забот, удобнее может воспитывать детей, так как имеет много досуга. Так поступали жены в древности. Действительно, эта обязанность — разумею попечение о своих детях и руководство их к любомудрию, — лежит не на мужьях только, но и на женах.