Теология (богословие)


***

 ...Бог одинаково благ — и когда оказывает честь и благотворит, и когда наказывает и карает.

 ***

 Если Бог тогда только благ, когда оказывает честь, и не благ, когда наказывает, то Он благ только вполовину; но это не так, нет. В людях, конечно, бывает это, когда они наказывают во гневе и страсти; но Бог, будучи бесстрастен, благотворит ли, наказывает ли, — одинаково благ; и угроза геенною доказывает Его благость не меньше, чем и обещание Царствия. Как это? Объясню. Если бы Он не грозил геенною, если бы не приготовил наказания, многие не получили бы Царствия.

 ***

 Если же о людях, негодованием и гневом часто увлекаемых за пределы полезного, говорим, что они наказывают тех, кого любят, не по жестокости и бесчеловечию, но по заботливости и любви, — тем более должно думать так о Боге, Который великостию Своей благости превосходит всякую отеческую любовь.

 ***

 ...Бог вместе — и судия, и врач, и учитель; как судия, допрашивает, как врач, исправляет, как учитель, вразумляет согрешивших, вводя их во всякую премудрость.

 ***

 Сый — Отец, Сый — Сын, Сый — у Сущего, безначально и безвременно рожденный. Все имеет Отец, Он — поистине жизнь, и бессмертие, и свет, и всемогущий, и Бог, и Господь; это же имеет и Сын.

 ***

 ...Разве было время, когда и Отец сам был сыном другого отца? О, сколь великое богохульство! Думая, что почитаешь Отца совершенно, ты обнаруживаешь в отношении к Нему нечестие.

 ***

 ...Исповедуй Сына несозданным и собезначальным Отцу, чтобы и Отцу не дать начала отчего бытия.

 ***

 ...Как солнце имеет совечными себе лучи и сияние, так и Отец — Сына и Святаго Духа, чтобы нам не сказать, что и Отец — во власти начала.

 ***

 ...Всякий, кто верит Святым Писаниям, да покланяется Троице — несозданной, непреложной, неизменной, всемогущей, собезначальной, совечной и единосущной Отцу и Сыну, прежде бесплотному, а наконец, по Своему хотению совершенно вочеловечевшемуся, без греха, непреложно и неизменно, — так как, сделавшись человеком, Он остался быть и Богом, потому что не лишился Своей славы и достоинства, — и Духу Святому, Духу, глаголавшему через пророков. Говорящим же, что Сын или Дух преложились, или изменились, или произошли из другой сущности, или из не сущего, или что было время, когда не были, — таких Кафолическая Церковь да анафематствует!

 ***

 ...Прежде чем явились мы, и Ангелы, и высшие Силы, Он имел уже собственную славу и блаженство, и сотворил нас по одному Своему человеколюбию...

 ***

 ...Божество все наполняет и всюду присутствует, и нет места, где бы Бог не находился, как все надзирающий и как Творец всего.

 ***

 Когда Писание... говорит: Яко почи Бог от дел своих (ср.: Быт. 2, 2), то этим научает нас, что Он перестал в седьмой день творить и производить из небытия в бытие; а когда Христос говорит: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Ин. 5, 17), то этим указывает нам на непрерывный Его Промысл, и деланием называет сохранение существующего, дарование ему продолжения (в бытии) и управление им во все время.

 ***

 Он <Бог>... когда захочет, заставляет все существа делать противное их свойствам.

 ***

 Божество просто, несложно, не имеет вида (внешнего); поэтому, если мы вознамеримся, судя по себе самим, приписать Богу и совокупность членов, то незаметно впадем в еллинское нечестие.

 ***

 ...В употреблении этих слов Бог и Господь Писание не делает никакого различия между Отцем и Сыном, но так как Оба Они имеют одну сущность, то и употребляет оно имена безразлично.

 ***

 Господь наш щедр, и как видит, что мы благодарны за оказанные уже нам благодеяния Его, умножает милость Свою и удостоивает нас еще больших даров, только бы мы, заботясь о своем спасении, не проводили время безрассудно...

 ***

 Услышав глас Господа Бога ходяща в рай по полудни, он <Адам>, вместе с женою, скрылся от лица Господа Бога посреде древа райскаго (ср.: Быт. 3, 8). Какое безумие — хотеть скрыться от Бога, вездесущего, от Творца, призвавшего все из небытия к бытию, знающего сокровенное, создавшего в отдельности сердца людей, ведающего все дела их, испытующего сердца и утробы и видящего самые движения сердца нашего?

 ***

 ...Человеколюбивый Владыка наш не столько отвращается от нас, когда мы согрешим, сколько в таком случае, когда мы коснеем в грехе...

 ***

 ...Часто угрожает Он <Господь> не для того, чтобы исполнить угрозу, но чтобы, исправив людей, уже не приводить угрозу в исполнение.

 ***

 Он <Бог> — источник человеколюбия, никогда не престающий изливать Свои потоки на род человеческий.

 ***

 Будучи выше природы, Он <Бог> не подчиняется порядку ее, но устрояет так, что самые препятствия содействуют успеху дела <благочестивого>.

 ***

 Будучи благоизобретателен, премудр и человеколюбив и снисходя к человеческой природе, Господь наш являет Себя тем, которые достойно приготовлены к этому.

 ***

 Так обыкновенно Господь всяческих творит в отношении к каждому праведнику: дает обетования; но не тотчас приводит их в исполнение, а испытывает послушание и долготерпение праведников, и потом уже обещанное исполняет с великою щедростию.

 ***

 Таков преизбыток Его <Божия> могущества, что Он, когда благоволит, обращает и самые печали в радости.

 ***

 ...Владыка всего, являя могущество силы Своей, часто попускает многоразличные затруднения в делах для того, чтобы, приведши в исполнение Свои намерения, открыть величие Своего всемогущества.

 ***

 Бог не имеет нужды ни в благословении, ни в благодати, потому что Божество ни в чем не нуждается...

 ***

 Обыкновенный царь принимает честь от своих подданных; а Он <Господь> Сам дарует честь Своим подчиненным.

 ***

 <Бог> живет во свете — значит, что Он всецело есть ведение, превосходящее всякую мысль, почему свет и назван неприступным.

 ***

 Богу особенно свойственно то, что никого не было прежде Его, и никого не будет после Него, т.е. Он не имеет начала и вечен, — это свойственно только бессмертной вечности.

 ***

 ...Нет ни одного такого имени, нет таких ни двух, ни трех и более имен, которые были бы достаточны для выражения того, что касается Божества. По крайней мере, желательно, чтобы хотя многими (именами), хотя и не вполне ясно можно было изобразить Его свойства.

 ***

 Как свет, хотя бы освещал неисчислимое множество предметов, нисколько отсюда не уменьшается в своей светлости, так в Боге и прежде, и после сотворения сила нисколько не оскудевает, нимало не умаляется и не ослабевает от многочисленности творения....

 ***

 Нет ничего древнее начала, ничего старше начала; всякое дело начинается и зависит от начала; а начало всего Сын, и, как Творец, Он есть начало всего.